Часто приходится слышать: мол, что‑то побаливает в груди, но вдруг это не сердце, а я зря врача побеспокою? Или: мой папа рано умер от инфаркта, но я‑то тут причем, я же молодой еще. Или: да, я хожу на работу с температурой, но это же просто ОРВИ, от этого еще никто не умирал.
Если вы узнали себя в каком‑то из этих монологов — вы уже пациент Центра кардиологии клиники «Инномед». С какими сомнениями, подозрениями, семейными историями, жалобами, симптомами и заболеваниями можно и нужно обращаться в наш кардиоцентр, рассказывает заместитель главного врача по медицинской части, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики Оксана Кабанова.
Кардиолог — в первую очередь
— Оксана Сергеевна, давайте сразу расставим точки над «и»: ваши пациенты — это же не только люди с серьезными заболеваниями и предынфарктным состоянием?
— К кардиологу нужно идти с любой болью и дискомфортом в грудной клетке. Подчеркну: к кардиологу — в первую очередь.
— А если окажется, что это не сердечная боль, а желудочная? Или боль из‑за остеохондроза.
— Есть принцип, который я сформулировала еще на заре своей профессиональной деятельности: сначала мы должны исключить самую опасную причину боли. Причину, которая грозит вам скоропостижной смертью. А это — проблемы с сердцем. Потом, когда я вас обследую и, дай бог, не найду кардиологических патологий, вы сможете расслабиться и записаться к неврологу, гастроэнтерологу, другим специалистам. Но сначала нам нужно убедиться, что проблема не в сердце.
А если окажется, что проблема в сердце — мы сможем вовремя ее поймать и начать лечение.
— Таким образом, ваши пациенты — кто они?
— Есть три группы людей, которые должны обследоваться у кардиолога.
В первую входят те, у кого нет кардиологических диагнозов и жалоб, но либо есть отягощенная наследственность, либо эти люди находятся в группе риска из‑за сахарного диабета, повышенного давления, образа жизни, вредных привычек и так далее.
Во второй — люди, у которых уже есть какие-либо жалобы и опасения.
Третья группа — это пациенты с установленными диагнозами, как проходившие, так и не проходившие лечение.
Все мужчины старше сорока
— Что мы понимаем под отягощенной наследственностью?
— Это наличие уже диагностированных проблем с сердцем у ваших близких родственников (у папы, мамы, бабушки, дедушки, брата или сестры) либо гибель близких родственников от сердечных заболеваний в раннем возрасте (то есть до 50 лет у мужчин и до 55 лет у женщин).
Первый вопрос, который мы всегда задаем своим пациентам: ваши родители живы? А если умерли — то от чего? Если причина — инсульт, инфаркт или тяжелый диагноз наподобие врожденного порока сердца, это считается отягощенной наследственностью. Вы автоматически становитесь нашим пациентом и должны регулярно проходить обследование у кардиолога, даже если у вас не никаких жалоб.
В это обследование должны входить, как минимум, осмотр врача, ЭКГ, эхокардиография и стресс-эхокардиография. По необходимости мы можем назначить суточное мониторирование артериального давления и холтеровское мониторирование.
— Кто еще в группе риска?
— Пациенты с гипертонией, особенно если это молодые люди. Кроме того, нужно обязательно обратить внимание на гипертонию, которая не проходит, хотя врач прописал вам терапию и вы ее дисциплинированно принимаете. Значит, есть какая‑то глубинная причина, и мы можем найти ее и устранить.
Однозначно — пациенты с сахарным диабетом.
Должны обязательно обследоваться у кардиолога курящие мужчины. Им нужно четко понимать: атеросклероз — это процесс, который развивается фактически с рождения, в той или иной степени он есть у всех. Другой вопрос, с какой скоростью будет расти атеросклеротическая бляшка. У курильщика она растет в два раза быстрее, чем у не курильщика. А если этот курящий мужчина еще и питается фастфудом, имеет лишний вес и ведет сидячий образ жизни — он стопроцентно наш пациент.
В целом всем мужчинам после сорока лет стоит задуматься о своем сердечном здоровье и раз в год навещать кардиолога.
— А почему именно мужчинам?
— Сосуды женщин репродуктивного возраста защищает гормон эстроген. Он препятствует развитию атеросклероза. Поэтому даже у курящей женщины меньше риска заболеть ишемической болезнью сердца или атеросклерозом нижних конечностей, чем у мужчины.
Но, к сожалению, как только наступает менопауза, женщины довольно быстро «наверстывают упущенное». Все инфаркты и инсульты у женщин случаются, когда у них заканчиваются менструации.
Когда звучат тревожные звоночки
— Вторая группа пациентов — это люди с жалобами. На какие ощущения нужно обратить внимание, чтобы не проморгать проблему?
— В-первых, как я уже говорила, это боль и любой другой дискомфорт в грудной клетке. Повторю: когда мы испытываем что‑то подобное, нужно в первую очередь идти к кардиологу, чтобы исключить либо вовремя обнаружить самую большую опасность. В кардиоцентре клиники «Инномед» есть для этого все диагностические возможности.
В-вторых, это одышка. Мы называем одышку эквивалентом болевого синдрома: не все люди чувствуют боль, у некоторых возникает ощущение нехватки воздуха, кома в горле. Особенно внимательными здесь нужно быть пациентам с сахарным диабетом: ИБС у них часто проявляется именно одышкой, потому что они не чувствуют боли из‑за диабетической нейропатии (гибели нервных волокон).
Нехороший звоночек — любые перебои в работе сердца. Вы ощущаете, что сердце как будто или замирает, или бьется слишком часто, или кувыркается... Таких пациентов мы делим на два условных потока. Первый — это очень молодые и очень стройные женщины, у которых нет никаких патологий, им просто нужно порекомендовать успокоительные препараты. А второй — пациенты, у которых мы действительно находим нарушение ритма сердца и в зависимости от диагноза направляем их на радиочастотную аблацию, криоаблацию или имплантацию стимулятора.
— А головокружения, обмороки считаются поводом для обращения к кардиологу?
— Непонятная слабость, головокружение, потеря сознания, головные боли — с этими жалобами люди чаще ходят к неврологу, но все они, действительно, могут быть симптомами кардиологических проблем. Например, нарушения проводимости сердца.
— Есть еще какие‑нибудь симптомы, которые мы не воспринимаем как «сердечные»?
— Если вы переболели гриппом или ОРВИ, выписались, ходите на работу, и вдруг у вас без видимых причин поднимается температура, потом снова, еще и еще — нужно разбираться, нет ли инфекционного поражения внутрисердечных структур. Особенно это касается пациентов, у которых установлены искусственные клапаны, стимуляторы и другие устройства.
Чтоб от сердца отлегло
— Давайте перечислим состояния и заболевания, с которыми точно можно обращаться в кардиоцентр «Инномеда».
— Это ИБС, перенесенный инфаркт, нарушения ритма и проводимости сердца, врожденные и приобретенные пороки сердца, инфекционные заболевания сердца, хроническая сердечная недостаточность, гипертрофическая кардиомиопатия.
А также мы ждем пациентов с уже простентированными коронарными артериями и установленными клапанами. Им тоже нужно регулярно наблюдаться у кардиолога.
— Мы не раз и не два рассказывали про ИБС и аритмию. А в чем опасность инфекционных заболеваний сердца? Откуда они берутся?
— Есть три основных воспалительных заболевания сердца: миокардит, когда воспаляется сама сердечная мышца, перикардит, когда воспаляется околосердечная сумка, и эндокардит, когда воспаляются внутренние клапанные структуры.
Эндокардит чаще поражает людей с патологиями сердечных клапанов и с уже протезированными клапанами. Им опасно болеть даже самими простыми инфекционными заболеваниями типа ОРВИ. И в таких случаях всегда нужно показываться кардиологу, чтобы проверить — все ли с клапанами в порядке.
Миокардит характерен тем, что ему почему‑то уделяется мало внимания, часто он вообще не диагностируется. Как правило, им страдают мужчины, нередко — очень молодые.
— Почему?
— Часто причина банальна донельзя. Как болеют женщины? Напились горячего чая, приняли препараты, закутались в одеяло и отлеживаются хотя бы день-два-три, насколько позволяют домашние заботы. А что делают мужчины? Идут на работу, в спортзал... И на фоне инфекционного заболевания дают избыточную нагрузку на сердце.
Часто это заканчивается печально: смертью или развитием тяжелой хронической сердечной недостаточности с инвалидизацией.
— Самый распространенный аргумент: «Мне же семью надо кормить».
— Ну вот он стал глубоким инвалидом и теперь точно не сможет кормить семью. Может быть, лучше с повышенной температурой отлежаться три дня дома? Вспомните, в детстве после болезни педиатр давала нам освобождение от физкультуры на две недели — она это делала не просто так.
— Хроническая сердечная недостаточность лечится?
— Обычно ее лечат специальными препаратами, которые нужно принимать длительное время. А при тяжелой форме ХСН мы устанавливаем имплантируемые устройства для сердечной ресинхронизирующей терапии, в том числе с функцией кардиовертера-дефибриллятора.
— Гипертрофическая кардиомиопатия — это же заболевание, из‑за которого прямо на поле умерли известные молодые футболисты?
— Это так. Гипертрофическая кардиомиопатия — основная причина внезапных сердечных смертей у, казалось бы, крепких, здоровых людей. Ее суть в том, что перегородка между желудочками утолщается, а значит, серьезно уменьшается полость сердца.
И что происходит? В любой ситуации, которая приводит к нехватке жидкости в организме (большие физнагрузки, сильная жара, обильная рвота), в кровоток выбрасывается очень и очень мало крови. Этого объема крови просто не хватает для снабжения сердца и головного мозга. Человек умирает на месте.
Это врожденное и наследственное заболевание. Часто его обнаруживают уже при вскрытии. Поэтому если случилась такая трагедия, нужно брать братьев, сестер, детей погибшего и вести их к кардиологу. Скорее всего, эта патология обнаружится и у них.
— И что делать?
— Самое простое — избегать обезвоживания, всегда носить с собой бутылочку с водой, ну и, конечно, принимать специальные препараты.
Для лечения гипертрофической кардиомиопатии существуют две операции — открытая и эндоваскулярная. При открытой операции хирург буквально отрезает от пораженной мышцы «излишек». А эндоваскулярное вмешательство заключается в том, что мы вводим спирт в веточки коронарной артерии, которые снабжают кровью утолщенную перегородку. Кровоснабжение прекращается. Часть мышечных сердечных клеток погибает и замещается соединительной тканью, а перегородка со временем становится тоньше. Этот метод называется септальная алкогольная аблация. Я уверена, что наши эндоваскулярные хирурги внедрят этот метод.
— Это распространенное заболевание?
— Таких пациентов много. Но нередко болезнь просто не выявляется — не все кардиологи умеют ее находить. Кардиологи «Инномеда» хорошо обучены выявлять гипертрофическую кардиомиопатию, и у нас есть все технические возможности для ее диагностики.