Глеб Александрович Соболев — сердечно-сосудистый хирург высшей категории, врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению, заведующий отделением клиники «Инномед».
«Оперировали до ночи, а утром — в университет»
— Мое детство проходило в медицинской среде: дед был ветеринаром, тети — медицинскими сестрами, отец Александр Викторович Соболев — известный в Северодвинске эндоскопист. Но в старшей школе я совсем не планировал становиться врачом: моим ведущим предметом всегда была математика, и я всерьез хотел заниматься криптографией. В конечном итоге поступил в Северный медицинский университет. А раз поступил — надо учиться.
Как выбирал специальность? Сначала, как многие студенты медвузов, я хотел стать просто хирургом, но походил в операционные, посмотрел и понял, что это не моя история. Остановился на эндоваскулярной хирургии. На четвертом и пятом курсе несколько раз в неделю я появлялся в больнице, наблюдал, как работают доктора, иногда выезжал с ними в Северодвинск...
На шестом курсе я решил продолжать обучение в ординатуре по эндоваскулярной хирургии Научно-исследовательского центра имени Алмазова. Чтобы туда поступить, нужно было набрать определенное количество баллов и иметь научную работу. А я всегда был нацелен на практику и наукой не занимался. Что делать? Мой преподаватель посоветовал сходить к Александру Иваненко, который уже тогда, в 2014–2015 годах, был известен как прогрессивный и очень активный доктор. Прихожу я к Александру Николаевичу: мол, так и так, нужно писать научную работу... Он покачал головой: «Что ты собрался писать, если еще ничего собой не представляешь? Приходи ко мне в отделение, посмотри, что это за специальность, а дальше решишь».
И я начал каждый день после учебы ходить в отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения Архангельской областной клинической больницы. Так совпало, что незадолго до этого в отделении был сломан ангиограф, операции практически не проводились, и накопилась большая очередь плановых больных. Понятно, что, когда аппарат вернулся в строй, операций стали проводить очень много. Я приходил к пяти часам вечера, и мы работали до глубокой ночи. Утром я отправлялся на учебу, а потом — снова в больницу. Недели через две у меня спросили, а не хочу ли я сделать пункцию. То есть до этого я полтора года просто стоял и смотрел — а тут мне сразу дают что‑то делать? Конечно, хочу!
Так я начал потихоньку вливаться в процесс. Делал оперативные доступы, гемостаз, проводил диагностические вмешательства... И первую самостоятельную коронарографию я выполнил спустя три дня после получения диплома.
«В хирургии нельзя плыть по течению»
— Мы втроем — я, Андрей Киселев и Игорь Семьин — начали работать в отделении практически одновременно и сразу влились в профессию. Приходили с утра и оставались до последнего пациента. Активно ездили на международные конференции в Германию, Данию, Португалию, Испанию...
Размышляя о своей дальнейшей профессиональной деятельности, я стал искать зарубежные программы стажировок и таким образом в 2018 году попал на стажировку в США, в больницу при Йельском университете. Что мне сразу бросилось в глаза — подход к отношениям «врач-пациент», который отличается от нашего. Там практикуется кооперативный процесс лечения, когда врач и пациент как партнеры обсуждают разные варианты лечения. Причем этот подход работает со всеми пациентами — и обеспеченными интеллектуалами, и с асоциальными гражданами.
Еще я отметил для себя, что оперативная активность в Йельской больнице на тот момент была гораздо больше, чем у нас, при сравнительно скромном коечном фонде. Например, если у нас в 2018 году во всей России ставили около тысячи эндоваскулярных клапанов, то у них в одной только больнице — порядка шестисот.
Там была довольно интересная программа: обычно все ограничивается тем, что обучающийся ходит и наблюдает за работой других докторов (и я тоже это делал — ходил с блокнотом, записывал интересные идеи, некоторые из них нам даже удалось внедрить в Архангельской областной), но в этой больнице можно было помогать хирургам, делать диагностики и даже самостоятельно оперировать. Я буквально добивался возможности поработать: дайте попробовать это, дайте попробовать то. Наша хирургическая школа научила меня быть замотивированным и все время пробиваться вперед. В хирургии нельзя плыть по течению — нужно проявлять большую активность, жестко отстаивать свои интересы и возможность оперировать. Да, медицина у нас по‑прежнему не конкурентная — но, если хочешь добиться чего‑то в хирургии, нужно быть настроенным на постоянное движение.
На первом месте в России
— В клинике «Инномед» мы приняли решение браться за все случаи, какими бы трудными они ни были, даже если эти случаи нетривиальны для частной медицины.
Так, мы принимаем пациентов с аневризмой аорты. Традиционный подход предполагает разрезы и тяжелый послеоперационный период, причем некоторым пациентам делать ее нельзя из‑за сопутствующих состояний и заболеваний. В клинике «Инномед» мы применяем современные эндоваскулярные технологии лечения аневризмы аорты — делаем два прокола на бедре, устанавливаем протез, наблюдаем за пациентом три дня и отпускаем его домой.
Также мы ставим клапаны. Я не уверен, что в России есть другие частные клиники, которые занимаются клапанами. Причем нужно иметь в виду, что установка клапанов — совершенно отдельная история, нельзя делать это изредка, три‑четыре раза в год. Потому что, несмотря на весь свой огромный стаж, ученую степень и тому подобное, вы будете подвергать пациентов огромному риску, если не станете накапливать опыт. Если вы делаете мало подобных операций — лучше их не делать вообще. То же касается аорты. Поэтому мы плотно занимаемся этими направлениями, чтобы развивать и поддерживать свой навык.
Несмотря на то, что клиника открылась сравнительно недавно, команда хирургов, которая здесь работает, уже много лет занимает лидирующую позицию в России по количеству операций на периферических артериях — то есть, на конечностях и аорте. На сегодняшний день мы выполняем более тысячи вмешательств этого профиля в год.
«Мы всегда выбираем работу»
— Почему у нас вообще возникло желание открыть свою клинику? Начнем с того, что все мы — кто‑то меньше, кто‑то больше — ездили по миру и смотрели, как в разных странах организован медицинский процесс. Видели много интересных, свежих и здравых идей, которые хотели внедрить в Архангельской областной больнице, но это у нас не всегда получалось. Кроме того, много работая и постоянно развиваясь, в какой‑то момент мы пришли к тому, что осталось очень мало проблем, которые мы не можем решить своими силами — силами эндоваскулярной хирургии. Мы стали самостоятельными единицами.
Все это привело нас к мысли, что будет правильно отделиться и создать свою клинику, которая работает по мировым стандартам и соответствует нашим представлениям о медицине.
У нас очень сплоченный коллектив, настоящая команда. Все мы разделяем одну философию: любому пациенту нужно помочь по максимуму, отказывать никому нельзя. Мы очень много оперируем и в ситуации практически любого выбора всегда выбираем работу. Например, когда клиника открылась, я временно забросил любимый спорт — я не готов приносить работу в отделении и интересы пациентов в жертву своему увлечению.
Можно сказать, что весь наш коллектив находится в постоянном поиске: мы пытаемся вывести формулу идеальной больницы.
Почему выбирают нас?
К нам едут со всей России — каждый год пациентами «Инномеда» становятся больше тысячи человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Омска, Краснодара, Самары, Перми, Волгограда, Севастополя, Нижнего Новгорода, Нового Уренгоя, Владивостока, Вологды, Мурманска, Петрозаводска, Нарьян-Мара и других, потому что:
- Занимают лидирующие позиции в России по количеству операций на периферических артериях и аорте,
- обучались в ведущих медицинских центрах Европы, США и Китая,
- имеют патенты на изобретения,
- регулярно повышают свою квалификацию,
- в качестве экспертов участвуют во всероссийских и международных профильных конференциях.
- Мы проводим операции любого уровня сложности эндоваскулярно, без разрезов и общего наркоза, с коротким сроком госпитализации и быстрым восстановлением,
- применяем эндоваскулярные методы лечения в кардиологии, нейрохирургии, сосудистой хирургии, гинекологии, урологии, гепатологии, при лечении некоторых заболеваний суставов,
- используем качественные имплантируемые устройства и расходные материалы, соответствующие современным мировым стандартам медицины,
- практикуем собственные запатентованные методы лечения, которые опробованы, признаны и применяются многими специалистами в России.
- В клинике «Инномед» есть все необходимое современное оборудование, чтобы в любой момент провести как инвазивное, так и неинвазивное диагностическое обследование,
- статус специализированного сосудистого центра гарантирует пациентам «Инномеда», что наши врачи ультразвуковой и функциональной диагностики прошли соответствующую подготовку и хорошо знакомы с такими редкими проблемами и патологиями сосудов, как каротидная сеть в сонной артерии, синдром Мея-Тернера, синдром щелкунчика и так далее.
- Наша хирургическая команда стояла у истоков развития рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения в своем регионе.
- на сегодня у нее накоплен двадцатилетний опыт лечения фибрилляции предсердий: за это время выполнено порядка четырех тысяч операций по изоляции устьев легочных вен методами радиочастотной аблации и криоаблации, причем эффективность радиочастотной аблации, выполненной нашей командой, составляет 85-90 процентов,
- хирургическая команда клиники «Инномед» занимает первое место в России по количеству операций на бедренных артериях, а также входит в число лидеров по количеству операций на периферических артериях и аорте.
Наши возможности и преимущества
- Центры и комплексные программы, ориентированные на полный цикл диагностики и лечения конкретного заболевания,
- своя современная рентгеноперационная, оборудованная в соответствии с актуальными мировыми стандартами,
- круглосуточный стационар с комфортными палатами,
- дружелюбный, внимательный, отзывчивый персонал,
- понятный процесс лечения: наши доктора в доступной форме разъясняют пациентам каждый этап – от диагностики до операции и послеоперационного ухода,
- обратная связь: где бы ни жил наш пациент, он может проконсультироваться у врача клиники, используя социальные сети или мобильную связь.