В феврале в «Инномед» пришла новая кардиологическая команда. Это Оксана Сергеевна Кабанова, Маргарита Ивановна Собинина, Марина Сергеевна Кожина, Наталья Владимировна Худякова, Вадим Викторович Мерзликин и Игорь Николаевич Кулебакин. Все врачи-кардиологи являются также врачами функциональной диагностики.
Почему это событие так важно для клиники? Предыдущие два года «Инномед» планомерно шел к тому, чтобы стать первым в Архангельске специализированным медицинским центром, где лечат не ноги, голову и сердце по отдельности — а всю сосудистую систему человека целиком. В этом смысле появление сильной кардиологической команды — как последний кусочек пазла. «Картинка» сложилась.
А почему это так важно для пациентов? Рассказывает заместитель главного врача по медицинской части, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики Оксана Кабанова.
— Оксана Сергеевна, вы и ваши коллеги совмещаете несколько специальностей. А ведь, мягко говоря, это не самая общепринятая практика...
— Но это и есть современная модель врача-кардиолога. Ее суть в том, что кардиолог работает с пациентом от и до — от первой жалобы до выписки из больницы после проведенной операции. Врач самостоятельно выполняет всю диагностику, ставит диагноз, совместно с хирургами принимает решение об оперативном лечении, присутствует на операции, причем не просто присутствует, а осуществляет контроль как лечащий врач.
Так работают кардиологи Европы и США. В России подобных специалистов считанные единицы. Среди них — врачи нашей команды. В их обязанности, в числе прочего, входит трансторакальная эхокардиография, чреспищеводная эхокардиография, стресс-эхокардиография, снятие и расшифровка ЭКГ, расшифровка суточного мониторирования артериального давления (СМАД) и холтеровского мониторирования.
Кроме того, все наши кардиологи обучаются ультразвуковой диагностике брахиоцефальных артерий и артерий нижних конечностей.
— Но зачем это нужно кардиологу?
— Мы работаем в многофункциональной клинике, которая занимается лечением все сердечно-сосудистой системы в комплексе. И это единственно верный подход, потому что атеросклероз — явление мультифокальное. Он поражает все сосуды. Нельзя заниматься только коронарными артериями и не обращать внимания на риск инсульта или острой ишемии нижних конечностей и наоборот.
Смоделируем такую ситуацию. У пациента есть атеросклероз в артериях ног и в коронарных артериях. Ноги болят, человек ходит медленно и мало. Поэтому нагрузки на сердце почти нет, и нашего пациента оно не беспокоит. Он приходит с жалобами на боли в ногах к сосудистому хирургу, тот проводит операцию на артериях, пациент счастлив — он снова может гулять и даже заниматься спортом. Что мы получим? Нагрузку на сердце и, как следствие, угрозу инфаркта.
— А как этого избежать?
— Кардиолог и сосудистый хирург должны объединиться и решить, что лечить первым — коронарные артерии или артерии ног. И если ситуация с ногами еще не очень серьезная — нет острой ишемии и угрозы ампутации — правильнее будет сначала вылечить коронарные артерии.
В Архангельске такой подход применяется лишь в клинике «Инномед». Только здесь на пациента смотрят как на единый организм, обследуют его со всех сторон и совместно вырабатывают план лечения.
— Оксана Сергеевна, вы были тем самым человеком, который внедрил в Архангельске стресс-эхокардиографию. Вы отстаиваете необходимость обучения кардиологов функциональной диагностике и УЗИ. Как вы к этому пришли?
— Я была обычным кардиологом. Не умела ничего из вышеперечисленного, слушала пациента фонендоскопом, выписывала таблетки, чувствовала себя неполноценным специалистом и понимала: ситуацию нужно
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку по функциональной диагностике и, работая в Архангельской областной больнице, стала самостоятельно «набивать руку». Мне никто не помогал и практически никто в меня не верил, но я проводила диагностику буквально с утра до ночи и в итоге могу сказать, что достигла в этом высокого уровня профессионализма.
С распространением стресс-ЭХО КГ связана такая история. Эта методика появилась в 1999 году в США, а в 2000 году кандидат медицинских наук, кардиолог Мария Николаевна Прокудина привезла ее в Россию и внедряла в федеральных медицинских центрах, как это часто бывает, через недоверие, боль и сопротивление.
Я понимала, что эта замечательная методика крайне необходима нашим пациентам. И также понимала, что если учиться — то учиться у лучших. Полгода Мария Николаевна отказывалась меня обучать. Она вообще никого не обучала. Но у меня есть такая черта характера: если я вижу цель — я ее достигаю.
Через полгода Мария Прокудина открыла в Санкт-Петербурге свой кардиологический центр и получила лицензию на образовательную деятельность. Я стала ее первой ученицей. Мария Николаевна оказалась крайне строгим, даже жестким преподавателем: занятия длились две недели, с 9 до 21 часа, без выходных, с 15-минутным перерывом на обед. Получив сертификат, я приехала в Архангельск, начала внедрять стресс-эхокардиографию в областной больнице и уговаривать всех кардиологов осваивать эту методику.
Помню, как мы с Мариной Николаевной Иваненко, которая сейчас также работает кардиологом и функциональным диагностом в «Инномеде», самостоятельно собирали аппаратуру, а Александр Николаевич Иваненко (тогда — заведующий отделением рентгенхирургических методов диагностики и лечения областной больницы) торопил нас: методика была очень нужна...
В результате нам удалось открыть в областной больнице поистине революционное отделение неотложной кардиологической помощи, организованное по современным европейским стандартам. Мы самостоятельно и поэтому оперативно проводили всю необходимую диагностику, присутствовали на операциях у рентгенхирургов, вдохновляли отделение РХМДиЛ на новые сложные вмешательства, активно привлекали к работе молодых кардиологов, владеющих функциональной диагностикой.
У всех больших преобразований примерно одинаковая судьба. Да, поначалу мы сталкивались с неприятием и негативом. Но сейчас я вижу, как всё больше кардиологов проходят профпереподготовку по функциональной диагностике. Это лучшая награда для меня.
— И вот ваша команда перешла в «Инномед»...
— Получается, что сейчас в «Инномеде» сложилась уникальная ситуация: здесь работает самая сильная команда ангиорентгенхирургов России — и теперь к ней присоединилась команда лучших кардиологов.
Это без преувеличения так. Я на сто процентов уверена в своих коллегах. Маргарита Ивановна Собинина — опытнейший специалист, которого я не задумываясь рекомендую своим родным и друзьям. Наши молодые доктора уже прекрасно владеют эхокардиографией и стресс-эхокардиографией. Вспоминая себя в их годы, я понимаю, что в подметки им не годилась.
И все вместе мы можем решить любую кардиологическую проблему.