«Инномед» стал первой частной клиникой в России, чьи хирурги провели транскатетерную имплантацию аортального клапана у пожилой пациентки с тяжелым аортальным стенозом. Проще говоря — через небольшой прокол в бедренной артерии заменили неработающий аортальный клапан протезом.
Чем опасен аортальный стеноз и как революция в хирургии дала шанс пациентам с этим заболеванием — рассказывает руководитель клиники «Инномед», сердечно-сосудистый хирург высшей категории Александр Николаевич Иваненко.
— Аортальный клапан находится на выходе из сердца и обеспечивает кровоток от сердца к аорте. Стеноз (сужение) аортального клапана — это серьезное заболевание, при котором страдают все органы человека, и особенно сердце и головной мозг, — рассказывает Александр Иваненко. — 30 процентов пациентов с этой патологией погибают в течение первого года. Особую группу составляют пациенты старше 75 лет: для людей пожилого возраста традиционная (то есть открытая) хирургия становится крайне рискованной, иногда невозможной. Но существует второй метод лечения аортального стеноза — эндоваскулярная хирургия.
— Однажды вы сказали, что появление эндоваскулярной хирургии стало своего рода революцией. Почему?
— Эндоваскулярная хирургия показала, что лечить сосудистые заболевания и спасать жизни можно без разрезов, с коротким периодом госпитализации и без осложнений. В какой-то момент мы поняли, что эндоваскулярная хирургия должна полностью заместить сосудистую хирургию.
В 2010 году это было еще невозможно — технологии не позволяли нам существовать без скальпеля и ниток хирурга. В 2020 году появились новые устройства, новые подходы, накопились новые данные, изменилась методология. Мы смогли существовать самостоятельно. Более того — мы увидели, что, отказавшись от сосудистой хирургии, мы расширяем показания и можем оперировать больше тяжелых пациентов.
— Что сегодня умеет эндоваскулярная хирургия?
— Вершинами эндоваскулярного искусства считаются четыре операции: операция при фибрилляции предсердия, которая называется «изоляция устьев легочных вен»; операция на аневризме сосудов головного мозга; эндопротезирование аорты, когда эндопротез устанавливается через 3-миллиметровый разрез; операция по протезированию аортального клапана.
— И все это умеют делать наши хирурги?
— В Архангельской области применяются все возможности, которые сегодня существуют в эндоваскулярной хирургии. Но во многих регионах, в том числе соседних, этого нет до сих пор.
— Если мы говорим о протезировании аортального клапана — как часто эту операцию делают в России эндоваскулярным способом? А в мире?
— Есть такая статистика: 88 процентов всех аортальных клапанов в Европе и США устанавливают эндоваскулярно. В России — 5-10 процентов. Я надеюсь, что клиника «Инномед» изменит эту цифру, в том числе в Архангельской области.
— А от чего вообще зависит соотношение открытых и эндоваскулярных операций?
— Во многом это определяется финансовой возможностью региона, где живет пациент, и территориальными программами Фонда обязательного медицинского страхования. Потому что вся эндоваскулярная хирургия завязана на расходном материале, которого, во-первых, должно быть много, а во-вторых, он должен быть хорошего качества.
— Давайте поясним на конкретном примере, почему так важно развивать эндоваскулярные методы лечения.
— Ближайший пример — 73-летняя пациентка из Ненецкого автономного округа, которой 3 апреля была сделана транскатетерная имплантация аортального клапана в нашей клинике. В 2016 году у нее впервые был диагностирован тяжелый аортальный стеноз. И уже тогда существовали все показания для операции, но в открытой операции ей было отказано из-за избыточной массы тела. Она наблюдалась у врачей, ей рекомендовали снизить вес, но вес так и не сходил. И из-за того, что она находится в группе высокого риска (возраст плюс сопутствующие заболевания), пациентку все это время не оперировали, потому что открытую операцию она могла просто не перенести.
Таким пациентам и показана эндоваскулярная хирургия. Когда женщина обратилась к нам, мы провели ультразвуковое исследование сердца, выполнили компьютерную томографию сердца с контрастным усилением, сделали так называемый сайзинг (обсчет) и подобрали индивидуально для нее специальный протез — биологический трехстворчатый клапан, укрепленный снаружи металлическим каркасом, который устанавливают на место нефункционирующего собственного клапана.
— А что значит «биологический»?
— Это значит, что он сделан из природного материала, в отличие от механического протеза, который часто устанавливают при открытой операции. Срок службы биологического клапана составляет 10-15 лет. После установки биологического клапана эндоваскулярным способом пациентам не нужно пожизненно принимать специальные препараты (антикоагулянты) и постоянно сдавать анализы.
— И как себя чувствует пациентка?
— Ее прооперировали под местной анестезией. По данным эхокардиографии, проведенной в операционной, у нее все хорошо — аортальный стеноз ушел, площадь отверстия восстановилась.
Почему выбирают нас?
К нам едут со всей России — каждый год пациентами «Инномеда» становятся больше тысячи человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Омска, Краснодара, Самары, Перми, Волгограда, Севастополя, Нижнего Новгорода, Нового Уренгоя, Владивостока, Вологды, Мурманска, Петрозаводска, Нарьян-Мара и других, потому что:
- Занимают лидирующие позиции в России по количеству операций на периферических артериях и аорте,
- обучались в ведущих медицинских центрах Европы, США и Китая,
- имеют патенты на изобретения,
- регулярно повышают свою квалификацию,
- в качестве экспертов участвуют во всероссийских и международных профильных конференциях.
- Мы проводим операции любого уровня сложности эндоваскулярно, без разрезов и общего наркоза, с коротким сроком госпитализации и быстрым восстановлением,
- применяем эндоваскулярные методы лечения в кардиологии, нейрохирургии, сосудистой хирургии, гинекологии, урологии, гепатологии, при лечении некоторых заболеваний суставов,
- используем качественные имплантируемые устройства и расходные материалы, соответствующие современным мировым стандартам медицины,
- практикуем собственные запатентованные методы лечения, которые опробованы, признаны и применяются многими специалистами в России.
- В клинике «Инномед» есть все необходимое современное оборудование, чтобы в любой момент провести как инвазивное, так и неинвазивное диагностическое обследование,
- статус специализированного сосудистого центра гарантирует пациентам «Инномеда», что наши врачи ультразвуковой и функциональной диагностики прошли соответствующую подготовку и хорошо знакомы с такими редкими проблемами и патологиями сосудов, как каротидная сеть в сонной артерии, синдром Мея-Тернера, синдром щелкунчика и так далее.
- Наша хирургическая команда стояла у истоков развития рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения в своем регионе.
- на сегодня у нее накоплен двадцатилетний опыт лечения фибрилляции предсердий: за это время выполнено порядка четырех тысяч операций по изоляции устьев легочных вен методами радиочастотной аблации и криоаблации, причем эффективность радиочастотной аблации, выполненной нашей командой, составляет 85-90 процентов,
- хирургическая команда клиники «Инномед» занимает первое место в России по количеству операций на бедренных артериях, а также входит в число лидеров по количеству операций на периферических артериях и аорте.
Наши возможности и преимущества
- Центры и комплексные программы, ориентированные на полный цикл диагностики и лечения конкретного заболевания,
- своя современная рентгеноперационная, оборудованная в соответствии с актуальными мировыми стандартами,
- круглосуточный стационар с комфортными палатами,
- дружелюбный, внимательный, отзывчивый персонал,
- понятный процесс лечения: наши доктора в доступной форме разъясняют пациентам каждый этап – от диагностики до операции и послеоперационного ухода,
- обратная связь: где бы ни жил наш пациент, он может проконсультироваться у врача клиники, используя социальные сети или мобильную связь.