Этой весной в «Инномеде» были госпитализированы сразу несколько пациентов из разных регионов России, которым врачи по месту жительства предложили ампутировать ногу до уровня бедра. «Но ведь попрощавшись с ногой, мы рискуем навсегда попрощаться с человеком», — говорит по этому поводу хирург нашей клиники Сергей Юрьевич Голенов.
Мы попросили его рассказать о современных подходах, технологиях и материалах, которые дают возможность сохранять конечность и при этом эффективно лечить послеоперационные раны.
Несколько ампутаций в неделю
— Лет десять-одиннадцать назад, когда эндоваскулярная хирургия была еще недостаточно развита, очень многим пациентам с некрозами и трофическими язвами выполнялись высокие ампутации — то есть удаление части ноги выше колена. Работая в Архангельской областной больнице, мы делали несколько таких операций в неделю. А что это значит? Давайте не будем кривить душой: попрощавшись с ногой, мы рискуем попрощаться навсегда и с человеком — не зря существует такой показатель, как выживаемость пациентов после ампутации. Например, пожилые люди переносят ее очень тяжело.
За последнее десятилетие эндоваскулярные технологии шагнули далеко вперед и, кроме того, появились новые возможности лечения послеоперационных ран: так называемая рациональная антибиотикотерапия, система вакуумного дренирования, современный перевязочный материал, кожная пластика, в том числе, с использование аппарата типа «Дерматом»... И всё это в совокупности привело к тому, что теперь мы спасаем конечности гораздо чаще, чем удаляем их.
И спокойно выписать домой
— Когда эндоваскулярный хирург восстановил кровоток в пораженной конечности, наступает мой черед. Очень часто к нам приезжают пациенты с тяжелыми трофическими язвами, омертвевшими пальцами и даже частями стопы. Моя задача — удалить мертвые ткани и санировать очаг инфекции, затем сформировать культю, максимально сохранив опорную функцию стопы, и довести послеоперационную рану до такого состояния, чтобы пациента можно было выписать домой, где он будет просто ходить в поликлинику по месту жительства и делать перевязки.
Второй вариант для пациентов с большими трофическими поражениями — работать с ним поэтапно. Восстановить сосуды, убрать некротизированные ткани и довести рану до той стадии, когда станет возможно проведение перевязок по месту жительства. А потом, когда раневой процесс перейдет в стадию заживления, снова пригласить пациента к нам и сделать кожную пластику.
Антибиотики: от простого к сложному
— Что такое рациональная антибиотикотерапия? Когда к нам поступает пациент с гнойным очагом, мы сначала изучаем микрофлору раны, а потом, по результатам микробиологического исследования, подбираем терапию. Смотрим: так, мы обнаружили патогенный микроорганизм, который чувствителен к определенным антибиотикам. Среди этих антибиотиков мы выбираем самые простые и именно с них начинаем терапию, по мере необходимости переходя к более сложным. Так же мы соблюдаем кратность введения в течение суток для поддержания постоянной бактерицидной концентрации препарата в плазме крови.
Воздействие на гнойный очаг происходит также с помощью антисептиков: как самых простых и знакомых типа хлоргексидина, перекиси водорода, «Бетадина», так и новых, например, «Пронтосана» и «Лавасепта».
Вакуумная терапия: вытянуть всё лишнее
— Эффективный метод воздействия на раневые процессы — вакуумная терапия. Она особенно полезна, когда мы, например, имеем дело с очень грязной гнойной раной или когда нам нужно подготовить рану к кожной пластике.
Если объяснять на пальцах, этот прибор представляет собой аппарат, который вытягивает из раны патогенное содержимое и выводит его в специальный контейнер. Бывают большие стационарные аппараты с контейнером объемом два литра — они устанавливаются только пациентам на больничной койке. Бывают небольшие аппаратики, которые пациент может носить с собой
Этот метод хорошо себя зарекомендовал и сегодня применяется в каждой большой клинике России.
На перевязку раз в неделю
— Современные лечебные повязки бывают разными и подбираются индивидуально в зависимости от того, какой этап раневого процесса протекает в данный момент. Одну повязку можно не менять от трех до семи дней. Такой перевязочный материал существенно сокращает сроки восстановления ран конечности, а значит, и госпитализации, и дает пациенту возможность в дальнейшем ходить на перевязки амбулаторно. Это выгодно как государственным больницам, работающим по ОМС, так и пациентам частных клиник: ты, условно говоря, тратишь тысячу рублей на одну перевязку и потом пять дней спокойно занимаешься своими делами, не вспоминая о ней.
Кожная пластика: ставим точку
— Большой процент восстановленных конечностей нуждаются в кожной пластике, потому что сами по себе образовавшиеся большие раны заживают очень и очень долго. Иногда причина в недостаточном кровоснабжении, иногда — в сопутствующих болезнях, например, сахарном диабете. Крайне редко мы практикуем пластику местными тканями, обычно — пересаживаем кожные лоскуты с других частей тела, чаще всего — с бедра.
Как это происходит сегодня? После того, как мы восстановили просвет сосуда, провели антибактериальную и вакуумную терапию, убедились, что рана очистилась, мы пересаживаем на пораженное место кожу. С передней или боковой поверхности бедра при помощи аппарата, который называется «Дерматом», хирург снимает кожный лоскут толщиной