Как этого избежать — разбираемся вместе с руководителем клиники "Инномед", сердечно-сосудистым хирургом высшей категории Александром Иваненко.
— Александр Николаевич, мы знаем, что нужно бить тревогу, когда у человека болят ноги в состоянии покоя, особенно по ночам. Но можно ли отловить эту ситуацию «на подлёте»? Есть какие‑то предвестники?
— Первый предвестник — это перемежающаяся хромота: человек вдруг замечает, что почему‑то стал меньше ходить. Длинные пешие прогулки начали вызывать сильную мышечную боль и судороги в ногах. Чтобы продолжить свой путь, ему приходится останавливаться и отдыхать.
На самом деле, именно на этом этапе нужно, как вы говорите, бить тревогу.
— Что в это время происходит в сосудах?
— Если мы посмотрим внутрь артерии, то увидим атеросклеротическую бляшку (то есть отложение липидов, холестерина, кальция и других веществ на внутренней стенке артерии), которая вызвала сужение сосуда. Кровоток в нем снизился, а значит — ухудшилось снабжение мышцы кислородом. Мышца начала страдать и болеть.
Внутренняя стенка сосуда называется интима. В какой‑то момент интима надрывается, и в кровоток попадают определенные ферменты, которые подают организму сигнал: сосуд поврежден! Организм «думает», что у человека началось кровотечение, и, чтобы его остановить, формирует тромбы.
К чему это приводит? У нас был стеноз, то есть сужение, при котором в сосуде сохранялся определенный просвет. А теперь стеноз превратился в окклюзию, то есть полное закрытие сосуда.
— Сколько времени проходит от появления перемежающейся хромоты до болей покоя?
— Всё индивидуально. Когда возникает перемежающаяся хромота, многое начинает зависеть от образа жизни пациента. Мы настоятельно рекомендуем бросить курить и подбираем оптимальную лекарственную терапию, например, статины — кроворазжижающие препараты. Людям, сохранившим физическую активность, назначаем лечебную физкультуру. Важно двигаться, ходить, превозмогая боль.
— Зачем?
— Так мы формируем большую потребность мышц в кислороде, и организм отвечает на это ростом коллатералей — то есть обходных путей кровотока, которые обеспечивают приток крови, когда магистральный сосуд не справляется. Чем больше человек двигается, тем больше коллатералей у него растет и тем лучше компенсируется кровоток, а значит — остается стабильной или даже растет дистанция безболевой ходьбы.
Но, к сожалению, пациентов, готовых на это, не очень много.
Очень важной для нас является 200‑метровая отметка: если пациент в состоянии пройти больше 200 метров без боли, то ему будет рекомендована консервативная терапия, если меньше 200 метров — то в соответствии с клиническими рекомендациями мы можем рассматривать операцию. Потому что видим: эта ситуация серьезно ограничивает жизненное пространство человека, у него банально нет возможности дойти до работы или магазина. И нам нужно сделать операцию, чтобы улучшить качество его жизни.
Но если у пациента возникают боли покоя (причем такие, что купировать их не могут даже наркотические обезболивающие препараты) или дело дошло до трофических язв, то речь идет не о качестве жизни, а о снижении риска смерти.
— А что представляют собой боли покоя?
— Это главный симптом хронической ишемии нижних конечностей. У пациента может не быть трофических изменений, но боль присутствует в ста процентах случаев. Она возникает в состоянии покоя, чаще имеет постоянный характер, обычно локализована в области пальцев или плюсны (либо в области трофического дефекта, если он есть). Боль очень сильная, она нарастает ночью, особенно если нога находится в горизонтальном или возвышенном положении, и заметно ослабевает, если стопу опустить вниз. Такие пациенты не могут спать лежа — только сидя.
— Если уже есть такие боли, как скоро возникнет угроза жизни человека?
— Все зависит от степени поражения сосудов, но в целом заболевание может прогрессировать очень быстро, особенно — у пациентов с сахарным диабетом, которые не контролируют уровень сахара, не принимают таблетки, используют нестерильные перевязки. У них может появиться такое серьезное осложнения заболевания, как синдром диабетической стопы. Иногда от появления болей покоя до образования трофических нарушений проходит всего три недели. Наличие трофических нарушений уже является показанием для срочной операции.
— Что делать родственникам такого больного?
— Если у вашего родственника начала болеть нога в состоянии покоя, если на кончиках пальцев появились темно-красные пятна, которые потом превращаются в сухие черные корки — в первую очередь, нужно срочно вести человека к сосудистому хирургу и делать УЗИ артерий, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз.
— Каких пациентов с КИНК тяжелее всего лечить?
— Как правило, больше половины наших пациентов с трофическими нарушениями — пациенты с сахарным диабетом. Из‑за диабетической нейропатии у них повреждены нервные волокна и притуплены болевые ощущения. Грубо говоря, нога у таких пациентов долго не болит. И они приходят к врачу, когда ситуация уже всерьез запущена.
Также тяжело лечатся пациенты с хронической болезнью почек непосредственно в стадии гемодиализа. «Диализные» больные обладают кальцинированными сосудами, и даже если поражение само по себе несложное, кальций просто не дает хирургу пройти сосуд. Такие операции бывают очень тяжелыми.
— Когда мы говорим «операция» — какие именно вмешательства мы имеем в виду?
— Если у пациента имеется поражение берцовых артерий, эндоваскулярная операция — единственный возможный метод лечения. На сосудах голени, диаметр которых составляет
— У хирургов «Инномеда» есть свои методики работы с ишемией сосудов ног?
— Несколько лет назад наша команда получила патент на метод тромбэкстракции (удаления тромбов) с применением стента «Каспер». Сегодня мы можем выполнить тромбэкстракцию любого отдела ноги. Чем хороша эта методика? Бывает так: хирург прошел стандартную окклюзию, раздул баллон, и все тромбы, которые были в этой окклюзии, «улетели» вниз, в сосуды голени. Обычно эндоваскулярная операция на этом заканчивается, потому что на данном этапе хроническая ишемия превращается в острую ишемию, с которой очень сложно справиться. Но мы совершенно не боимся такой ситуации: все тромбы, которые улетают в сосуды голени, мы можем убрать по нашей методике с помощью стента-ретривера.
Еще один подход. Многие специализированные центры при критической ишемии проводят реваскулизацию (раскрытие сосуда) по так называемому ангиосомному принципу. Он заключается в том, что хирург восстанавливает проходимость только той артерии, которая подходит к участку ноги с трофическими нарушениями.
Мы же работаем по-другому. Когда мы лечим пациента с КИНК и трофикой, то стараемся восстановить максимум артерий: если открыть только один сосуд, никто не дает гарантии, что через пару месяцев человек не придет к нам с поражением другого сосуда. Благодаря такому подходу у наших пациентов практически не бывает рецидивов трофических нарушений.
*В группе риска по критической ишемии нижних конечностей находятся:
- люди, близкие родственники которых страдали от КИНК,
- лица мужского пола,
- курящие,
- пациенты с сахарным диабетом.
Почему выбирают нас?
К нам едут со всей России — каждый год пациентами «Инномеда» становятся больше тысячи человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Омска, Краснодара, Самары, Перми, Волгограда, Севастополя, Нижнего Новгорода, Нового Уренгоя, Владивостока, Вологды, Мурманска, Петрозаводска, Нарьян-Мара и других, потому что:
- Занимают лидирующие позиции в России по количеству операций на периферических артериях и аорте,
- обучались в ведущих медицинских центрах Европы, США и Китая,
- имеют патенты на изобретения,
- регулярно повышают свою квалификацию,
- в качестве экспертов участвуют во всероссийских и международных профильных конференциях.
- Мы проводим операции любого уровня сложности эндоваскулярно, без разрезов и общего наркоза, с коротким сроком госпитализации и быстрым восстановлением,
- применяем эндоваскулярные методы лечения в кардиологии, нейрохирургии, сосудистой хирургии, гинекологии, урологии, гепатологии, при лечении некоторых заболеваний суставов,
- используем качественные имплантируемые устройства и расходные материалы, соответствующие современным мировым стандартам медицины,
- практикуем собственные запатентованные методы лечения, которые опробованы, признаны и применяются многими специалистами в России.
- В клинике «Инномед» есть все необходимое современное оборудование, чтобы в любой момент провести как инвазивное, так и неинвазивное диагностическое обследование,
- статус специализированного сосудистого центра гарантирует пациентам «Инномеда», что наши врачи ультразвуковой и функциональной диагностики прошли соответствующую подготовку и хорошо знакомы с такими редкими проблемами и патологиями сосудов, как каротидная сеть в сонной артерии, синдром Мея-Тернера, синдром щелкунчика и так далее.
- Наша хирургическая команда стояла у истоков развития рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения в своем регионе.
- на сегодня у нее накоплен двадцатилетний опыт лечения фибрилляции предсердий: за это время выполнено порядка четырех тысяч операций по изоляции устьев легочных вен методами радиочастотной аблации и криоаблации, причем эффективность радиочастотной аблации, выполненной нашей командой, составляет 85-90 процентов,
- хирургическая команда клиники «Инномед» занимает первое место в России по количеству операций на бедренных артериях, а также входит в число лидеров по количеству операций на периферических артериях и аорте.
Наши возможности и преимущества
- Центры и комплексные программы, ориентированные на полный цикл диагностики и лечения конкретного заболевания,
- своя современная рентгеноперационная, оборудованная в соответствии с актуальными мировыми стандартами,
- круглосуточный стационар с комфортными палатами,
- дружелюбный, внимательный, отзывчивый персонал,
- понятный процесс лечения: наши доктора в доступной форме разъясняют пациентам каждый этап – от диагностики до операции и послеоперационного ухода,
- обратная связь: где бы ни жил наш пациент, он может проконсультироваться у врача клиники, используя социальные сети или мобильную связь.